Легенда о валдайских колокольчикахСамо это словосочетание - "валдайские колокольчики" поражает слух скрытой в нём музыкальностью, мелодикой звучания. У каждого русского человека, услышавшего эти слова, вспыхивает в мозгу яркий пленительный образ зимнего поля и мчащейся по искристому санному пути тройки с лихим подвыпившим ямщиком на облучке, а сзади, в санях - жених, бережно кутающий в шубу немного испуганную быстрой ездой и румяную от мороза и счастья невесту. И над всем этим - задорный, веселящий душу перезвон поддужных колокольчиков… Поддужные колокольчики / "дуга" - часть конской упряжи/ вошли в употребление в России во второй половине XVIII века. Центр их производства возник на крупнейшем тракте, на середине пути между Москвой и Петербургом - в Валдае. О том, когда на Валдае появился первый колокольчик, говорят по-разному. Иногда даже сообщают конкретную дату появления первого валдайского колокольчика - 1478 год. В том году по приказу царя Ивана III, - говорит легенда, - вечевой новгородский колокол был снят с Софийской звонницы и отправлен в Москву, чтобы звучал он согласно со всеми русскими колоколами и не проповедовал бы больше вольницы. Но пленник так и не добрался до Москвы. На одном из склонов Валдайских гор сани, на которых везли колокол, покатились вниз, испуганные кони понеслись вскачь, колокол сорвался с воза и, свалившись в овраг, разбился вдребезги. С помощью какой-то неведомой животворящей силы бесчисленные мелкие осколки превратились в маленькие, чудесно рожденные колокольчики. Местные жители подобрали их и стали отливать по их подобию свои, разнося славу о вольнице новгородской по всему свету… Так ли было на самом деле, иначе ли - про то нам неведомо. Другой, более прозаический вариант легенды сообщает, что валдайские кузнецы собрали обломки вечевого колокола и из них отлили свои первые колокольчики. Но общепризнанно, что именно Валдай является первым центром литья ямщицких колокольчиков. Технология их производства отлична от литья церковных колоколов и выработана была впервые в России, что позволяет назвать ямщицкий колокольчик (и в первую очередь валдайский) исключительно русским, национальным явлением. Ямщицкий колокольчик был сигнальным инструментом, определявшим безопасность передвижения, а также музыкальным инструментом, сопровождавшим особое дорожное пение ямщика. Колокольчик предопределял ритм движения лошадей то подгоняя их, то давая им возможность в мерном шаге отдохнуть. Проходят века, выходят из употребления, утрачивают прежнее значение предметы быта, но во все времена поддужный колокольчик остаётся символом свободы и счастья. А лёгкий весёлый звон его как и прежде радует сердце, в самые печальные дни дарит душе надежду. См.также Валдайский музей колоколов |
|